Еще в детстве, «когда все хотели быть космонавтами», Анфим Ханыков решил стать свободным художником. Сейчас Анфим и сам затрудняется ответить, что именно тогда он имел в виду, но мечта, кажется, сбылась.
Человек, превращенный в птицу, или рыба, превращенная в человека?! Кто-то, глядя на его работы, размещенные рядом с главным причалом, вспомнит кентавра, кто-то русалку, кто-то сирина… Работы Ханыкова возвращают нас в эту сказку, к любимой книжке, забытой где-то на полке у бабушки.
Мир мифов полон подобных существ, являющихся наполовину людьми, наполовину зверями, они встречаются в легендах почти каждой культуры на нашей планете: истории о сфинксах, кентаврах и минотаврах, рассказанные за обеденным столом или в амфитеатрах Древней Греции, в храмах Месопотамии или на ступеньках пирамид Египта, передавались из поколения в поколение.
Скульптуры Анфима – поиск некой общей формы для всех живых существ. Автор сам говорит, что ищет гармонию мира в слиянии человека и природы. Такой микс из живых элементов природного происхождения, ЧеловекаРыбу, он сделал вместе со своим сыном – сыну было всего 16 лет, и работать бензопилой он только учился.
Имя художника и скульптора Анфима Ханыкова неразрывно связано с художественной средой Ижевска, где он родился в 1977 году. После окончания школы будущий художник отправился в Высший педагогический колледж при художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета, окончив который сразу стал активным участником художественной жизни города.
Пройдя период исследования постмодернистских практик, Ханыков обратился к традиции русской северной деревянной скульптуры XVII—XVIII веков. В собрании музея Эрарта хранится первый опыт художника в этом жанре – работа «Распятый Шива» 2012 года. Выбранная для работы тема тоже весьма традиционна, но в данном случае религиозный сюжет трактуется в неожиданном ключе.