Любовь к искусству у Надежды появилась еще в детском возрасте. Но с творческой профессией не сложилось. После школы она училась в Московском полиграфическом институте – казалось бы, альма-матер великих графиков, но факультет, куда попала Васильчикова, готовил управленцев для книжной торговли. Далее были несколько счастливых лет в Третьяковской галерее и ГМИИ им. Пушкина: съемки экспозиции и художников. Много времени для знакомства с шедеврами и постоянное самообразование в сфере живописи.
Вот что значит «художника создает среда»: в музейной среде истинный художник обретает себя настоящего, даже не имея образования. Биография Васильчиковой просто иллюстрация того, как важны насмотренность и широкий кругозор.
Сюжетный диапазон у Надежды довольно широк. Здесь и сценки из окружающей жизни, и мифология, и собственные фантазии. Особенно ярко представлена серия, посвященная карнавалу и цирку, при взгляде на которую невольно возникают отсылки к произведениям мэтров начала XX века Николая Сапунова и Сергея Судейкина. Всех троих роднит неудержимая потребность в шумном празднике, жажда внутреннего раскрепощения, раскованности чувств, смелости действий, высказываний. За праздничным декоративизмом их произведений скрывается глубокое трагикомическое переживание мира, что выражается в движениях быстрой кисти, судорожно набрасывающей на поверхность картины ворох красочных мазков с явной доминантой черного цвета.
Творчество Надежды Васильчиковой называют наивным экспрессионизмом. В нем на самом деле много энергии, эмоций и драматизма – всего того, чем славен экспрессионизм. Но при этом оно не укладывается в рамки какого-то одного направления. Художница берет отовсюду по чуть-чуть, переплавляет и отливает в свою собственную манеру. Ее картины по колористическим сложным сочетаниям немного напоминают Джексона Поллока, разные цвета и оттенки переплетаются так, что вся картина становится видна лишь на отдалении.