5 МАРШРУТ: Главный Наивный Музей

Владимир Аносов

QR Code

«Я родился в 1953 году на Алтае… Отца никогда не видел. Матери у меня не стало в 7 лет… В 16 лет пошел работать. Было много профессий: плотник, молотобоец, заливщик чугуна, водитель троллейбуса», – так начинает Владимир Аносов автобиографию. Его жизнь до определенного времени была далека от творчества, но, когда он обратился к живописи, именно трудовой опыт стал сюжетной основой его картин.

В 35 лет он решает попробовать себя в искусстве. Сначала делает копии картин известных художников: Натальи Гончаровой, Константина Юона, Александра Дейнеки, Георгия Нисского. В 1995 году поступает в Заочный народный университет искусств – учебное заведение для любителей, вырастившее плеяду выдающихся художников-наивов. Педагогом Аносова становится нонконформист Николай Ротанов. Он знакомит своего ученика с экспериментальной беспредметной живописью, которая оказывает на Аносова сильнейшее влияние. Смелый художественный язык Аносова, основанный на преломлении форм, складывается именно на этой почве.

Работы «Завод икорно-балычный» и «Помидоры растут коридорами» из коллекции «Конаково Ривер Клаб» написаны в традиционной для Владимира Аносова манере: контрастные локальные цвета, геометризация и плоскостность, четкие контуры фигур и предметов. Перед нами сюжет – хищение государственной собственности – обыгранный анекдотическим образом. В первом случае осуществляется «вынос» с икорно-балычного завода двухметрового осетра, во втором – воровство помидоров с совхозного поля. «Тащи с завода каждый гвоздь – ты здесь хозяин, а не гость»; «Не укради! Государство не любит конкурентов», – перенесенные в пространство картины, эти воспетые в шутках зарисовки российской действительности приобретают дополнительную остроту и выразительность.

Лаконичный плакатный стиль Владимира Аносова яркий и запоминающийся. Его работы часто снабжены надписями. Это строки советского поэта и художника, классика литературы андеграунда Олега Григорьева. На мотив его стихов и написаны картины. Абсурдистские тексты Григорьева стали частью современного городского фольклора и полюбились многим, а Владимиру Аносову – особенно.