Ольга Лобанова – грациозная блондинка, сумевшая в свои почти восемьдесят сохранить статность и лёгкость походки. Она не ступает, а плывёт павою, как бы подражая героям своих картин, или они подражают ей – тут уж и не разберёшь.
Ольга Лобанова по профессии врач. Более 20 лет она лечила людей в Москве и подмосковном городе Одинцове, где и проживала со своей семьёй. В 46 лет оставила медицинскую практику в связи с “заболеванием живописью”, чем весьма удивила коллег. Стала регулярно посещать художественную студию, каждый день писала по картине маслом. Искусство прибыли не приносило – на жизнь ещё долго приходилось зарабатывать частной врачебной практикой.
Так уж случилось, что начало творческой деятельности Ольги Лобановой, как и многих современных художников-наивов, совпало с перестроечными событиями в нашей стране, когда пересматривались и политический строй, и взгляды на искусство. Именно 90-е годы стали временем, когда возрос интерес к русскому наиву в России и на Западе. В 1996 году прошла первая выставка Лобановой, за которой последовали многочисленные проекты, продолжающиеся до сих пор.
Тематика работ Лобановой самая разная. Одни сюжеты взяты из жизни – городской или сельской, другие пришли из литературы, третьи рождены фантазией автора. По словам художницы, одна из главных тем её искусства – русская провинция. Ольге Александровне интересен человек, сложный и простой одновременно, интересен мир, многообразный и красочный. Ее персонажи, часто неказистые обыденные предметы или простые животные, оживают на холсте и вызывают улыбку зрителя.
Деревенской жизни посвящена картина “Времена года”. Сама по себе смена сезонов для сельского человека – это большое событие. Не зря так много праздников крестьянского мира приурочены к переходным состояниям природы и составляют большой календарный цикл. На картинах “наивной” художницы чаще всего сад – цветущий и плодоносящий, с контрастными линиями веток, сгибающихся под тяжестью аппетитных фруктов или огромные цветы.
Мы без труда отыскиваем на картине “Времена года” снежную зиму и ласковое лето с цветами и травами. Можем предположить, что в верхнем регистре расположилась осень с обильным урожаем винограда, и угадываем присутствие на картине весны. Радуемся, когда находим человечка, летящего на огромной бабочке, и изумляемся, как художнице удалось превратить обыденный сюжет сбора винограда в праздничное действо. Кажется, что вся картина дышит благоденствием и деликатно светится радостью. Как же художница добивается такого эффекта? Всё дело в живописи. Приём контрастного рисунка белилами на тёмной бумаге в сочетании с лёгкими живописными аккордами, которые подобны брызгам шампанского или пене взбитых сливок, рождают эти эфирные, воздушные образы.
Ольга Лобанова в свои 77 имеет мудрость быть наивной улыбающейся девочкой, окунаться с головой в свои фантазии и переносить на полотнах воздушные замки, в то время как многие её ровесницы печально согнулись под бременем времени.